Играем пальчиками - развиваем речь ребенка

Играем пальчиками - развиваем речь ребенка
ИГРАЕМ ПАЛЬЧИКАМИ – РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ РЕБЁНКА

Речь – это деятельность, которая осуществляется при согласованном функционировании головного мозга со слуховым, зрительным, двигательным, кинестетическим анализаторами. И.М.Сеченов отмечал, что «всякое ощущение по природе смешанное… к нему, обязательно,  примешивается мышечное ощущение, которое является более сильным, по сравнению с другими». 
У здорового ребенка овладение звуковой системой языка происходит одновременно с развитием  общей моторики и дифференцированных движений рук.
Кольцова М.М. с сотрудниками НИИ физиологии детства экспериментально доказала, что при тренировке тонких движений пальцев рук  речь не только развивается более интенсивно, но и оказывается более совершенной.
Почему же уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук?
Около трети всей площади двигательной проекции головного мозга занимает проекция кисти руки, которая расположена рядом с проекцией речевой моторной зоны. Поэтому работа над движением пальцев рук стимулирует созревание ЦНС, что проявляется, в частности, в ускорении развития речи ребенка.
В неврологии и дефектологии известно, что при травме и кровоизлиянии в речевой моторной области в левом полушарии у человека утрачивается не только речь, но и движения пальцев правой руки, даже когда область двигательной проекции пальцев не затронута. Поэтому можно сказать, что проекция руки – вторая речевая зона мозга.
Почему же так получилось, что двигательная зона и речь находятся в прямой зависимости друг от друга?
Первой формой общения первобытных людей были жесты. Это первичный язык. Позднее жесты стали сочетаться с возгласами, выкриками. Постепенно развилась связная речь, которая долгое время оставалась связной с жестикуляторной речью. Движения пальцев рук у людей совершенствовались из поколения в поколение, так как люди выполняли все более и более тонкую и сложную работу. В связи с этим и происходило увеличение площади двигательной проекции кисти руки в человеческом мозге. Так, развитие функции руки и речи у людей шло параллельно. Ритмические движения левой рукой активизируют правое полушарие, и, наоборот, движения правой рукой активизируют лобную и височную зону левого полушария.

Функция движения руки всегда тесно связана с функцией речи, и развитие первой способствует развитию второй. Существуют возрастные особенности развития тонкой моторики рук.
Даже у детей 6-7 лет еще слабо развиты мелкие мышцы кисти, не закончено окостенение костей запястья и фаланг пальцев, несовершенна нервная регуляция – это затрудняет формирование и выполнение движений. Формирование этих функций завершается к 10-13 годам. Поэтому необходимо с раннего возраста развивать и укреплять мышцы кистей рук через специальные игры и упражнения. Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая оказывает влияние на развитие речи. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, это в дальнейшем облегчит приобретение навыков письма.
  Все игры-упражнения можно условно разделить на следующие группы:
•упражнения для кистей рук:
— развивают подражательную способность (они просты и не требуют тонких дифференцированных движений);
— учат напрягать и расслаблять мышцы;
— развивают умение сохранять положение пальцев некоторое время;
— учат переключаться с одного движения на другое.
(«Флажки», «Птенчики в гнезде», и др.)
•упражнения для пальцев (условно статические):
— совершенствуют полученные ранее навыки на более высоком уровне и требуют более точных движений.
(«Зайчик», «Собака», и др.)
•упражнения для пальцев динамические:
— развивают точную координацию движений;
— учат сгибать и разгибать пальцы рук;
— учат противопоставлять большой палец остальным.
(«Цепочка», и др.)
•упражнения с предметами (палочки, спички, карандаши, пластилин, шарики, фасоль, проволока, крупа, бумага, бусинки, пуговицы и т.д.).
Для эффективности развития праксиса рук детей необходимо выполнять правила:
1.Сначала все упражнения выполняются медленно. Отслеживается правильность выполнения упражнений.
2.Упражнения отрабатываются сначала одной рукой, потом другой, после этого – двумя одновременно.
3.Если существуют насколько вариантов выполнения упражнения, то первым разучивается самый легкий вариант.
4.Каждому упражнению соответствует свой рисунок для создания зрительного образа. Сначала рисунок, потом объяснение, после – выполнение.
Итак:
-развитие двигательного аппарата детей является фактором, стимулирующим развитие речи;
-тонкая моторика – это двигательная деятельность, которая обуславливается скоординированной работой мелких мышц руки и глаза;
-уровень развития речи детей зависит от степени развития тонких движений пальцев рук;
-движения пальцев рук оказывают влияние на развитие высшей нервной деятельности ребенка.
Рекомендуемая литература для развития мелкой моторики рук:
Косинова Е. «Уроки логопеда»;
Лопухина И. «Речь, ритм, движение»;
Цвынтарный В. «Играем пальчиками и развиваем речь».

                                   Учитель-логопед ГБУ НСО «Центр „Виктория“
Шатохина Н.М.